Перейти к содержанию Перейти к левой боковой панели Перейти в подвал

История села

Наше село было основано приблизительно в 1745 году башкирами Кубелякской волости на собственных землях. Названо по имени волостного старшины Абзака Баимова. Прежнее название местности Тубяк (Төбәк). Абзак Баимов — сын тархана Баима Кидраева (основоположник села Баимова Абзелиловского района).

По данным переписи 1866 года в нашем селе было 79 жилых домов, в которых проживали 465 человек. Раньше жители нашего села вели кочевой образ жизни.

Кочевники -люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни, в поисках новых пастбищ они переселялись на многие километры от основного места жительства.

Летнее пастбище называлась “Йәйләү”, на русском читается как яйляу что в дословном переводе означает летовка или летние кочевья.

Когда наступало лето, отправлялись абзаковцы на яйлау в укромные тайницы в район Урал-тау, например, в местечки Майташ («масленая камень»), Енле-йорт («чертово логово»), где находятся древние могилы их предков.

Около яйлау (летней кочевье) находилась поляна, которая называлась «Мәсет бураган ялан» что дословно переводится как «Поляна где строили сруб мечети». Сруб строили самые лучшие мастера нашего села тогдашнего времени — Хажиахмет и Иштимир. Говорят что Хажиахмет был таким сильным человеком, что когда он втыкал свой топор в дерево то никто мог этот топор вытащить обратно.

Полностью мечеть был доделан в 1898 году. Во времена Советского Союза манара мечети была полностью разобрана, мечеть переделали в клуб где проводились различные гулянья. После развала Советского Союза манара мечети была обратно восстановлена. В 2012 году в мечете был проведен капитальный ремонт.

В настоящее время мечеть носит название «Гайша». Имамом — хатибом является мулла Машуров Ильдар Байгильдинович, он уже почти 10 лет успешно руководит деятельностью мечети.

Стены мечети имеют достаточную высоту. Просторный молитвенный зал разделен на две части: мужской и женский зал, также отдельно имеется кухня. Не смотря на свой возраст здание находится в отличном состоянии. В каждый год в мечети с большим размахом проводятся религиозные праздники: Ураза-байрам и Курбан-байрам, в каждую неделю в пятницу жители ходят на пятничную молитву.

Около мечети находится Сельсовет, Сельский Дом Культуры, Почта и Абзаковская сельская библиотека.

По рассказам 83-летней жительницы Машуровой Хусниямал 1947 году в деревне Абзаково была открыта изба-читальня. Но с нашей точки зрения, книжный фонд первый избы-читальни был ничтожно мал; весь он размещался в одном деревянном шкафу. Он стоял в уголке сельсовета, с отдельным входом. Книги выдавались на дом. Первыми библиотекарями являются Халилова Латифа (по девечьей фамилии), Валеева Тайба, Асадуллина Хаирниса.

1948 году построили не большой домик. В одной половине располагался медпункт, а в другой — библиотека. В клубе и в библиотеке работал один человек.

Наш род называется Кубаляк (Бабочка). Башкиры, а также другие тюркские народы — казахи, ногайцы, туркмены, кыргызы, крымские татары (ҡырымлы), каракалпаки, узбеки — в прошлом имели клановую, то есть родовую структуру организации общества, память о которой у многих из них сохранились до наших дней. Эта особенность устройства их внутренней жизни идет из глубины веков.

Основной ячейкой общества в этом государстве был род (клан), именовавшийся такими терминами как аймак (омак, обак), уруг (ырыу), эль, иляу (иләү), улус.

В составе башкирского народа насчитывалось более 40 родовых подразделений, большинство из которых после вхождения в состав Русского государства существовали в виде самостоятельных волостей с юридически закрепленной за ними землей. В их ряду были роды Кубаляк, Кувакан и Теляу (Тиляу), давшие названия Кубалякской, Куваканской и Телевской волостям Ногайской и Сибирской дорог.

Происхождения башкир родов Кубаляк, Кувакан, Теляу. Писатель, поэт и богослов Тадж ад-Дин Ялчыгул аль-Башкурди (1768-1838) в своем сочинении писал «У Иштяка было много сыновей. Родина его находилась на Аму-Дарье. Старший его сын Тамъян, младше его — Усерган, младше его Кубаляк, младше его — Бякатун, младше его — Тырнаклы, младше его — Тубалас, младше его — Дуван». Как видим, писатель относил подразделение Кубаляк к коренным башкирским родам.

Р.Г.Кузеев считал род Кубяляк является одним из подразделений племени Табын. Согласно легенде Кубаляк и Теляу были родными братьями. Один из вариантов этой легенды опубликован в томе 2 серии «Башкирское народное творчество»: вдова старика Баймухамета в отсутствие своих взрослых сыновей Айбагыша и Кюнбагыша, уехавших на охоту, сошлась с неким странником, от которого у нее родился еще один сын; старшие братья, увидев младенца, сказали: «Этот малыш чисто как бабочка-кубаляк, так пусть и имя его будет Кубаляк»; он обосновался на земле своих единоутробных братьев, а «потомки Кубаляка стали именоваться кубаляками».